Школьный музей
Подразделы:
Школьный краеведческий музей |
|
Федор Филиппович Котельников - основатель краеведческого музея в станице Сергиевской Даниловского района Волгоградской области
|
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения. |
Основной задачей музея школы является сбор, накопление, систематизация краеведческого материала. В ходе работы решается ряд задач:
- расширение и углубление знаний школьников о родном крае;
- формирование гражданского самосознания;
- воспитание патриотизма, гуманизма, других нравственных и культурных ценностей;
- развитие творческих и исследовательских навыков учащихся.
В настоящее время музейная экспозиция состоит из разделов:
11 апреля Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
Наше общество не должно забывать о том, что история Великой Отечественной войны – это не только история великих побед, военных стратегий и дипломатических ходов, но и история судеб миллионов людей, которые не по своей воле оказались участниками трагических событий тех лет.
В настоящее время на территории Российской Федерации проживает свыше 150 тыс. человек, которые в годы Второй мировой войны были помещены в концлагеря, гетто, тюрьмы или угнаны нацистами на принудительные работы в Третий рейх – это лишь малая доля тех советских граждан из общего количества угнанных в 5,3 млн. человек, которые вынесли все невзгоды, обрушившиеся на них.
В длинной цепи подлых преступлений немецко-фашистских оккупантов особое место занимал насильственный угон в Германию мирных жителей. Из Советского Союза фашисты увезли 4 млн. 978 тыс. советских граждан. Среди них и наша землячка, жительница станицы Сергиевской, Цыганкова Мария Леонтьевна.
Одна из узниц самого страшного концлагеря Освенцим - Это Галина Александровна Сажина (Старовойтова). В Освенцим она попала в шестилетнем возрасте вместе с матерью, двумя младшими сестрами и братом. Сейчас Галина Александровна проживает в г. Волгограде и является председателем Волгоградского отделения « Российского союза бывших малолетних узников концлагерей», она предоставила нам бесценные материалы: фотографии, книги, рукописные воспоминания и документы.
Узница трудового лагеря в городе Франкфурте Борисова Валентина Дмитриевна, г.Волгоград.
Цыганкова Мария Леонтьевна с подругой 1941 год
Цыганкова М.Л. 2013 год
Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Степан Щипачев.
Война… Очень страшное и грустное слово. Сколько жизней, сколько радостей отняла она у людей! Сразу вспоминается отрывок из «Сердца моего боль» Владимира Богомолова: «До боли клешнит сердце: я вижу мысленно Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…». О войне хочется забыть, как о страшном сне. Но нельзя оставаться в своем маленьком мирке, не знающем о той боли, мужественности, духовной стойкости людей во время Великой Отечественной войны.
Нельзя забыть тех, кто шел на войну, зная, что может погибнуть, не думая даже о том, что о его подвигах когда-нибудь узнают, а, быть может, и создадут памятник. Люди шли ради жизни, будущего, Родины, за своих родных, любимых и проявляли по-настоящему героические стороны своего характера. Мы должны сохранить память о тех, кто не жалел себя ради нашего сегодняшнего счастья. Как знать, что было бы с нами, если бы проиграли войну?
Чем дальше мы уходим от войны, тем меньше мы задумываемся о ней и ее участниках. Наше поколение не осознает реальной ценности их труда, хотя, на самом деле, труд их очень весом.
Наш край всегда будет хранить светлую память о тех, кто погиб на полях сражений, защищая Отечество, а также всеобщее уважение всем, кто дожил до наших времен.
Жизнь убеждает нас в том, что изучение прошлого позволяет предугадать будущее. Более того, стирая прошлое, мы можем стереть и будущее.
Дородников Иван Иванович – учитель истории
Иван Иванович Дородников родился в 1903 году. Избрав для себя путь педагога, поступил в Сталинградский педагогический институт на исторический факультет. По окончании института работал в Сергиевской, Горинской и Плотниковской школах.
В годы Великой Отечественной войны И.И. Дородников был на фронте. В самые страшные для нашей армии месяцы отступления, тяжёлых потерь политрук Дородников честно выполнял свой долг, следуя принципу: коммунисты всегда впереди. В одном из боёв был тяжело ранен, а впоследствии комиссован.
Вернувшись после ранения в родные края , Иван Иванович вновь встал к учительскому столу. Он преподавал историю, был директором Горинской семилетней школы со дня её образования до реформирования. Дородников И.И. ушёл из жизни в 1966 году.
Из воспоминаний учеников
В станице Сергиевской и хуторе Горин живут ученики И.И.Дородникова, сохранившие самые тёплые воспоминания об этом человеке. В послевоенные годы в хуторе Горин была открыта семилетка, директором её был назначен Иван Иванович. Все заботы, связанные с обустройством двух зданий, добыванием школьной мебели, заготовкой дров, легли на плечи директора. Он сам вместе с семьёй жил в одном из зданий, где шли занятия, так что выражение «вся жизнь в школе» приобретало буквальный смысл.
Иван Иванович преподавал историю и конституцию, учителем был строгим, но справедливым. Дисциплина в классе всегда была идеальная. На его уроках никому и в голову не приходило пошалить, все ученики были внимательны, старались добросовестно подготовиться к уроку. В те времена слово учителя, а тем более директора было законом. Даже для того чтобы сходить в кино, нужно было спросить разрешение классного руководителя или директора. Иван Иванович не имел привычки читать нотации, повышать голос, но авторитет его был непререкаем.
Иван Ивановича уважали все жители хутора, его приглашали в президиум колхозных собраний, просили совета в решении сложных жизненных проблем. К его мнению прислушивались и ученики, и родители, и руководство колхоза.
Ученики Ивана Ивановича сейчас уже пожилые, умудрённые опытом люди. К сожалению, фотографий тех школьных лет нет, просто в те годы не было возможности делать снимки на память. Но, судя по словам учеников , память об И.И. Дородникове, как о человеке и учителе, светла и благодарна.
Ученики Дородникова И.И. : Филиппов И.Я. Степанников В.И. Филиппова В.Я.
Долбилкин Андрей Георгиевич – учитель литературы
Из воспоминаний родных и близких
Родился 15 августа 1922 года в хуторе Заполянский. Учился в Сергиевской средней школе Комсомольского района, закончил 10 классов. По окончании школы перед Великой Отечественной Войной учился в Сталинградском учительском институте на филологическом факультете.
В 1942 году был призван в армию, воевал на Сталинградском фронте, был участником Сталинградской битвы.
В конце января 1943 года получил тяжёлое лицевое ранение, в результате которого был признан инвалидом Великой Отечественной войны. После излечения вернулся в родные края - станицу Сергиевскую, где сначала работал в органах Советской власти, а затем учителем литературы в Сергиевской средней школе. Одновременно заканчивал заочное обучение в Сталинградском педагогическом институте. С 1953 по 1959 год работал директором Сенновской средней школы.
С 1959 по 1968 годы работал завучем в Сергиевской средней школе. Оставшиеся до пенсии годы, работал директором Дёминской средней школы Новоаниннского района.
Имеет награды:
1. Орден Отечественной войны II-й степени.
2. Медаль «За отвагу».
3. Медаль «За оборону Сталинграда»
Наумов Алексей Иванович – директор школы, учитель химии
Алексей Иванович Наумов родился 22 августа 1923 года в х. Орлы Комсомольского района Сталинградской области. В 1940 году окончил Сергиевскую среднюю школу и поступил в Сталинградский медицинский институт. В июле 1941 года, не успев сдать экзамены, с 1 курса, был направлен в военное училище.
Свой боевой путь А.И.Наумов начал в марте 1942 года в звании лейтенанта 157 отдельной огнемётной роты командиром роты. Первое боевое крещение получил в селе Самофаловка около станции Котлубань 22 августа 1942 года. В жестоких боях под Сталинградом в декабре 1942 года в районе Гумрака был ранен, а в марте 1943 года комиссован.
С 1943 года по 1989 год работал в Сергиевской средней школе учителем начальной военной подготовки,химии, завучем, директором. Проработав в школе 46 лет ушел на заслуженный отдых.
Алексей Иванович был ветераном Вов и труда, имел звание «Отличник народного просвещения». Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного знамени, медалью «100- летию со дня рождения В. И. Ленина», медалью Жукова,медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
В последние годы жил в г. Волгограде. Ушёл из жизни в 2009году.
Из воспоминаний выпускников 1979 года
В 1977-1979г.г. Алексей Иванович Наумов был, нашим классным руководителем, в эти годы он уже не занимал должность директора школы.Надо сказать, что наставник нам достался очень строгий, но умеющий доверять, а это очень важно для старшеклассников, которые готовятся к вступлению в самостоятельную жизнь. Похвалы классного руководителя были редки, а с провинившихся спрос строг. Учитель старой закалки, бывший фронтовик, коммунист, Алексей Иванович ко всему подходил очень ответственно и в нас старался воспитать серьёзное отношение к учёбе,общественным поручениям и даже к внешнему виду. Сам учитель всегда был в строгом костюме и очень иронически относился к нашим попыткам следовать моде, особенно доставалось мальчишкам за широкие брюки-клёш и длинные волосы. Наше увлечение современной эстрадой, а особенно зарубежной тоже не приветствовалось; однажды на школьном вечере Алексей Иванович запел: «Орлёнок-орлёнок, взлети выше солнца..» .Все мы были удивлены его мощным голосом и проникновенным исполнением.
Когда Алексей Иванович вышел на пенсию, он часто приходил в школу на торжественные линейки линейки, обязательно посещал вечера встречи выпускников. Многие его воспитанники, приезжая в родную станицу, старались навестить учителя, а он всегда интересовался нашими успехами и проблемами.Мы вспоминаем нашего классного руководителя с глубоким уважением и благодарностью за знания, которые помогли стать хорошими специалистами, и за уроки мудрости, позволившие быть достойными людьми.
Наш музей бережно хранит уникальные экспонаты: буквари, учебники, прописи и даже похвальные листы лучших учащихся конца XIX начала XX века.
История возникновения станицы Сергиевской.
До 1860 года здесь было две станицы: Заполянская и Орловская. Станица Сергиевская поселена на правой стороне реки Медведица. Донской краевед Андрей Александрович Кириллов 100 лет назад писал, что станица Сергиевская появилась в 1860 году. Станица Сергиевская своим происхождением обязана соединению этих двух станиц. Этому послужило следующее обстоятельство. Орловская станица занимала невыгодное местонахождение. С одной стороны заливалась во время весеннего половодья рекой Медведицей, с другой стороны заносилась сыпучими песками. Орловцы уговорили жителей Заполянской соединиться вместе, но с условием, что Орловская станица переселится на новое место. За разрешением были посланы ходоки в Санкт-Петербург. Было разрешено соединение этих двух станиц. Ходоки привезли план построения новой станицы. И решили назвать новую станицу Сергиевской в честь Великого князя Сергея Александровича родившегося 29 апреля 1857 года, четвёртого сына царя Александра II. Спустя полстолетия его жизнь окончилась трагически. С 1891 года он являлся московским генералом-губернатором, жестоко преследовал всякое вольномыслие и 4 февраля 1905 года был убит террористом Иваном Коляевым. Значительная часть Орловской и Заполянской станиц переселилась на новое место, занимаемое в настоящее время. А поселения, оставшиеся на старом месте были названы хуторами Заполянским и Орловским. В 1881 году была построена деревянная круглая в пяти главах церковь во имя Святой Троицы. Наиболее распространёнными в этих станицах были фамилии: Ерохин, Болдырев, Заикин, Чирсков, Кузин, Рязанцев, Егупов и др. Многие из них произошли от прозвищ, которые получали казаки в зависимости от пофессии, внешнего вида, характера, происхождения. Болдыревы, являлись потомками метиса, родившегося от казака и калмычки. Были в станицах Жалмеровы, чей предок происходил от солдатской вдовы. Сами за себя говорят фамилии Кузнецов, Швецов, музыкального предка имели Скрипкины. Как и другие станицы, Сергиевская имела земельный юрт, в который входили пахотные земли, леса, луга. Каждый казак получал надел пахотной земли, через шесть лет производили передел по жеребьёвке. В юрте станицы в древние времена росли дремучие леса. Однако впоследствии хищнической вырубки они быстро редели. До 1870 года у Сергиевской имелось 5229 десятин лесных угодий, а спустя четверть века осталось только 3493 десятины, и они продолжали катастрофически сокращаться. В казачьих семьях сложился своеобразный быт. Нередки были большие семьи, вместе с родителями жили женатые сыновья. Главой такой семьи являлся отец или дед, он творил единолично суд и расправу. Важные дела решались на семейном совете.
Предметы быта казаков
Из истории Сергиевской школы
Школа в станице Сергиевской основана только в 1876 году.
В 1914 году здесь уже было две начальных школы: церковно-приходская и министерское училище, т.е. училище, содержавшееся за счёт министерства просвещения. В министерском училище, которое располагалось на берегу Медведицы, против второго здания средней школы, обучались только мальчики, количество которых обычно не превышало 40 человек. Церковно-приходская школа, здание которой стояло около церкви, предназначалось исключительно для девочек. Но родителей, которые могли и желали учить грамоте своих дочерей, было так мало, что количество учениц ежегодно составляло всего 12-15 человек. Следует заметить, что если министерское училище было четырёхклассным, то церковно-приходская школа для девочек – трёхклассной. На эти две школы было всего 3 учителя, одним из них была Анна Васильевна Типицына, заслуженная учительница РСФСР. Как правило, большинство учащихся не могли закончить даже этой начальной школы, так как с наступлением весеннее-полевых работ требовались дополнительные рабочие руки, и родители отрывали детей от учения. В школу они больше уже не возвращались.
В 1916 году в ст. Сергиевской осталось только одно министерское училище, а церковно-приходская школа была ликвидирована: не было средств, не хватало учителей.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции первому преобразованию подвергалась и школа. Решение Советского правительства об обязательном обучении детей, введение новых программ, благотворно сказались на развитии народного образования. К 1932 году в ст. Сергиевской уже была ШКМ (школа крестьянской молодёжи), которая давала образование в объёме 7 классов, а 1937 году в Сергиевской открылся 8 класс.
Первый свой выпуск школа сделала в 1941 году: впервые здесь учащиеся получили аттестаты об окончании 10 классов. Правда, этих десятиклассников было ещё очень мало, всего 9 человек, но уже следующий выпуск, 1942 года, составлял около 30 учащихся.