МКОУ Сергиевская СШ

Даниловского муниципального района Волгоградской области

Школьный музей

Подразделы:

Школьный краеведческий музей

Федор Филиппович Котельников основатель краеведческого музея в станице Сергиевской Даниловского района Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

     В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.
     Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.
     Все собранные материалы, вещи и реликвии вылились в создание в школе комплексного краеведческого музея. Организация школьного музея - результат работы учащихся, учителей и родителей разных поколений. В основе этого лежит поиск, глубокий интерес к прошлому, любовь к родному краю. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминание ветеранов, каждая чудом уцелевшая старинная вещь или фотография - целая история, которую мы бережно храним и передаем следующему поколению учителей и учеников школы.

    Основной задачей музея школы является сбор, накопление, систематизация краеведческого материала. В ходе работы решается ряд задач:
- расширение и углубление знаний школьников о родном крае;
- формирование гражданского самосознания;
- воспитание патриотизма, гуманизма, других нравственных и культурных ценностей;
- развитие творческих и исследовательских навыков учащихся.

 В настоящее время музейная экспозиция состоит из разделов:

Не сломила тюрьма и концлагерь

11 апреля  Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

 

 

Наше общество не должно забывать о том, что история Великой Отечественной войны – это не только история великих побед, военных стратегий и дипломатических ходов, но и история судеб миллионов людей, которые не по своей воле оказались участниками трагических событий тех лет.

В настоящее время на территории Российской Федерации проживает свыше 150 тыс. человек, которые в годы Второй мировой войны были помещены в концлагеря, гетто, тюрьмы или угнаны нацистами на принудительные работы в Третий рейх – это лишь малая доля тех советских граждан из общего количества угнанных в 5,3 млн. человек, которые вынесли все невзгоды, обрушившиеся на них.

В длинной цепи подлых преступлений немецко-фашистских оккупантов особое место занимал насильственный угон в Германию мирных жителей. Из Советского Союза фашисты увезли 4 млн. 978 тыс. советских граждан. Среди них и наша землячка, жительница станицы Сергиевской,  Цыганкова Мария Леонтьевна. 

Одна из узниц самого страшного концлагеря Освенцим -  Это Галина Александровна Сажина (Старовойтова). В Освенцим она попала в шестилетнем возрасте вместе с матерью, двумя младшими сестрами и братом. Сейчас Галина Александровна проживает в г. Волгограде и является председателем Волгоградского отделения « Российского        союза бывших малолетних узников концлагерей», она предоставила нам  бесценные материалы: фотографии, книги, рукописные воспоминания и документы.

 

Узница  трудового лагеря в городе Франкфурте Борисова Валентина Дмитриевна, г.Волгоград.

Цыганкова Мария  Леонтьевна с подругой 1941 год

 

Цыганкова М.Л. 2013 год

 

Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…

Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...
  Пусть всех имен не назову,

    Нет кровнее родни.

  Не потому ли я живу,

  Что умерли они?..  

                       Степан Щипачев.

 

Война… Очень страшное и грустное слово. Сколько жизней, сколько радостей  отняла она у людей! Сразу вспоминается отрывок из  «Сердца моего боль» Владимира    Богомолова: «До боли клешнит сердце: я вижу мысленно Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…». О войне хочется забыть, как о страшном сне. Но нельзя оставаться в своем маленьком мирке, не знающем о той боли, мужественности, духовной стойкости людей во время Великой Отечественной войны.

Нельзя забыть тех, кто шел на войну, зная, что может погибнуть, не думая даже о том, что о его подвигах когда-нибудь узнают, а, быть может, и создадут памятник. Люди шли ради жизни, будущего, Родины, за своих родных, любимых и проявляли по-настоящему героические стороны своего характера. Мы должны сохранить память о тех, кто не жалел себя  ради нашего сегодняшнего счастья. Как знать, что было бы с нами, если бы проиграли войну?

Чем дальше мы уходим от войны, тем меньше мы задумываемся о ней и ее участниках. Наше поколение не осознает реальной ценности их труда, хотя, на самом деле, труд их очень весом.

 

Наш край всегда будет хранить светлую память о тех, кто погиб на полях сражений, защищая Отечество, а также всеобщее уважение всем, кто дожил до наших времен.

 

Жизнь убеждает нас в том, что изучение прошлого позволяет предугадать будущее. Более того, стирая прошлое, мы можем стереть и будущее.

У истоков колхозной жизни

 

Революция и гражданская война в казачьем крае

  

 

Учителями славится Россия

 

Дородников Иван Иванович – учитель истории

  Иван Иванович Дородников родился в 1903 году. Избрав для себя путь педагога, поступил в Сталинградский педагогический институт на исторический факультет. По окончании института работал в  Сергиевской, Горинской и Плотниковской школах.

         В годы Великой Отечественной войны И.И. Дородников был на фронте. В самые страшные для  нашей армии месяцы  отступления,  тяжёлых потерь политрук Дородников честно выполнял свой долг, следуя принципу: коммунисты всегда впереди. В одном из боёв был тяжело ранен, а впоследствии комиссован.

        Вернувшись после ранения в родные края , Иван Иванович вновь встал к учительскому столу. Он преподавал историю, был директором Горинской семилетней школы со дня её образования до реформирования. Дородников И.И. ушёл из жизни в 1966 году.

 

Из воспоминаний учеников

В станице Сергиевской и хуторе Горин живут ученики И.И.Дородникова, сохранившие самые тёплые воспоминания об этом человеке.     В послевоенные годы в хуторе Горин была открыта семилетка, директором её был назначен Иван Иванович. Все заботы, связанные с обустройством двух зданий, добыванием школьной   мебели, заготовкой дров, легли на плечи директора. Он сам вместе с семьёй жил в одном из зданий, где шли занятия, так что выражение «вся жизнь в школе» приобретало буквальный смысл.

         Иван Иванович преподавал историю и конституцию, учителем был строгим, но справедливым. Дисциплина в классе всегда была идеальная. На его уроках никому и в голову не приходило пошалить, все ученики были внимательны, старались добросовестно подготовиться к уроку. В те времена слово учителя, а тем более директора было законом. Даже для того чтобы сходить в кино, нужно было спросить разрешение классного руководителя или директора. Иван Иванович не имел привычки читать нотации, повышать голос, но авторитет его был непререкаем.

        Иван Ивановича уважали все жители хутора, его приглашали в президиум колхозных собраний, просили совета в решении сложных    жизненных проблем. К его мнению прислушивались и ученики, и родители, и руководство  колхоза.

         Ученики Ивана Ивановича сейчас уже пожилые, умудрённые опытом люди. К сожалению, фотографий тех школьных лет нет, просто в те годы не было возможности делать снимки на память. Но,  судя по словам учеников , память об И.И. Дородникове, как о человеке и учителе, светла и благодарна.

Ученики Дородникова И.И. :  Филиппов И.Я. Степанников В.И. Филиппова В.Я.

Долбилкин Андрей Георгиевич – учитель  литературы

Из воспоминаний родных и близких

Родился 15 августа 1922 года в хуторе Заполянский. Учился в Сергиевской средней школе Комсомольского района, закончил 10 классов. По окончании школы перед Великой Отечественной Войной учился в Сталинградском учительском институте на филологическом факультете.

В 1942 году был призван в армию, воевал на Сталинградском фронте, был участником  Сталинградской битвы.

В конце января 1943 года получил тяжёлое лицевое ранение, в результате которого был признан инвалидом Великой Отечественной войны. После излечения вернулся в родные края - станицу Сергиевскую, где сначала работал в органах Советской власти, а затем учителем литературы в Сергиевской средней школе. Одновременно заканчивал заочное обучение в Сталинградском педагогическом институте. С 1953 по 1959 год работал директором Сенновской средней школы.

С 1959 по 1968 годы работал завучем в Сергиевской средней школе. Оставшиеся до пенсии годы, работал директором Дёминской средней школы Новоаниннского  района.

Имеет награды:

1.    Орден Отечественной войны II-й степени.

2.     Медаль «За отвагу».

3.    Медаль «За оборону Сталинграда»

Наумов Алексей Иванович – директор школы, учитель химии

Алексей Иванович Наумов родился 22 августа 1923 года в х. Орлы Комсомольского района Сталинградской области. В 1940 году окончил Сергиевскую среднюю школу и поступил в Сталинградский медицинский институт. В июле 1941 года, не успев сдать экзамены, с 1 курса, был направлен в военное училище.

Свой боевой путь А.И.Наумов начал в марте 1942 года в звании лейтенанта 157 отдельной огнемётной  роты командиром роты. Первое боевое крещение получил в селе Самофаловка около станции Котлубань 22 августа 1942 года. В жестоких боях под Сталинградом в декабре 1942 года в районе Гумрака был ранен, а в марте 1943 года комиссован.

С 1943 года по 1989 год работал в Сергиевской средней школе учителем начальной военной подготовки,химии, завучем, директором. Проработав в школе  46 лет ушел на заслуженный отдых.

Алексей Иванович был ветераном Вов и труда,  имел звание «Отличник  народного просвещения». Награжден  орденом Красной Звезды, орденом Отечественной  войны I степени, орденом Трудового  Красного знамени, медалью «100- летию со дня рождения В. И. Ленина», медалью Жукова,медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

В последние годы  жил в г. Волгограде.  Ушёл из жизни в 2009году.

 

Из воспоминаний выпускников 1979 года

В 1977-1979г.г. Алексей Иванович Наумов был, нашим классным руководителем, в эти годы он уже не занимал должность директора школы.Надо сказать, что наставник нам достался очень строгий, но  умеющий доверять, а это очень важно для старшеклассников, которые готовятся к вступлению в самостоятельную жизнь. Похвалы классного руководителя были редки, а с провинившихся спрос строг.   Учитель старой закалки, бывший фронтовик, коммунист, Алексей Иванович ко всему подходил очень ответственно и в нас старался воспитать серьёзное отношение к учёбе,общественным поручениям и даже к внешнему виду. Сам учитель всегда был в строгом костюме и очень иронически относился к нашим попыткам следовать моде, особенно доставалось мальчишкам за широкие брюки-клёш и длинные волосы. Наше увлечение современной эстрадой, а особенно зарубежной тоже не приветствовалось; однажды на школьном вечере Алексей Иванович запел: «Орлёнок-орлёнок, взлети выше солнца..» .Все мы были удивлены его мощным голосом и проникновенным исполнением.

 

Когда Алексей Иванович вышел на пенсию, он часто приходил в школу на торжественные линейки линейки, обязательно посещал вечера встречи выпускников. Многие  его воспитанники, приезжая в родную станицу, старались навестить учителя, а он всегда интересовался  нашими успехами и проблемами.Мы вспоминаем  нашего классного руководителя с глубоким уважением и благодарностью за знания, которые помогли стать хорошими специалистами, и за уроки мудрости, позволившие быть достойными людьми.

Редкие экспонаты

Наш музей бережно хранит уникальные экспонаты: буквари, учебники, прописи и даже похвальные листы лучших учащихся конца XIX  начала XX века.

  

    

 

 

Из прошлого нашего края

 

История возникновения станицы Сергиевской.

 

До 1860 года здесь было две станицы: Заполянская и Орловская. Станица Сергиевская поселена на правой стороне реки Медведица. Донской краевед Андрей Александрович Кириллов 100 лет назад писал, что станица Сергиевская появилась в 1860 году. Станица Сергиевская своим происхождением обязана соединению этих двух станиц. Этому послужило следующее обстоятельство. Орловская станица занимала невыгодное местонахождение. С одной стороны заливалась во время весеннего половодья рекой Медведицей, с другой стороны заносилась сыпучими песками. Орловцы уговорили жителей Заполянской соединиться вместе, но с условием, что Орловская станица переселится на новое место. За разрешением были посланы ходоки в Санкт-Петербург. Было разрешено соединение этих двух станиц. Ходоки привезли план построения новой станицы. И решили назвать новую станицу Сергиевской в честь Великого князя Сергея Александровича родившегося 29 апреля 1857 года, четвёртого сына царя Александра II. Спустя полстолетия его жизнь окончилась трагически. С 1891 года он являлся московским генералом-губернатором, жестоко преследовал всякое вольномыслие и 4 февраля 1905 года был убит террористом Иваном Коляевым. Значительная часть Орловской и Заполянской станиц переселилась на новое место, занимаемое в настоящее время. А поселения,  оставшиеся на старом месте были названы хуторами Заполянским и Орловским.  В  1881 году была построена деревянная круглая в пяти главах церковь во имя Святой Троицы. Наиболее распространёнными в этих станицах были фамилии: Ерохин, Болдырев, Заикин, Чирсков, Кузин, Рязанцев, Егупов и др. Многие из них произошли от прозвищ, которые получали казаки в зависимости от пофессии, внешнего вида, характера, происхождения. Болдыревы,  являлись потомками метиса, родившегося от казака и калмычки. Были в станицах Жалмеровы, чей предок происходил от солдатской вдовы. Сами за себя говорят фамилии Кузнецов, Швецов, музыкального предка имели Скрипкины. Как и другие станицы, Сергиевская имела земельный юрт, в который входили пахотные земли, леса, луга. Каждый казак получал надел пахотной земли, через шесть лет производили передел по жеребьёвке. В юрте станицы в древние времена росли дремучие леса. Однако впоследствии хищнической вырубки они быстро редели. До 1870 года у Сергиевской имелось 5229 десятин лесных угодий, а спустя четверть века осталось только 3493 десятины, и они продолжали катастрофически сокращаться. В казачьих семьях сложился своеобразный быт. Нередки были большие семьи, вместе с родителями жили женатые сыновья. Главой такой семьи являлся отец или дед, он творил единолично суд и расправу. Важные дела решались на семейном совете. 

Предметы  быта казаков

  

Народное образование. История школы 

Из истории Сергиевской школы

Школа в станице Сергиевской основана только в 1876 году.

 В 1914 году здесь уже было две начальных школы: церковно-приходская и министерское училище, т.е. училище, содержавшееся за счёт министерства просвещения. В министерском училище, которое  располагалось на берегу Медведицы, против второго здания средней школы, обучались только мальчики, количество которых обычно не превышало 40 человек. Церковно-приходская школа, здание которой стояло около церкви, предназначалось исключительно для девочек. Но родителей, которые могли и желали учить грамоте своих дочерей, было так мало, что количество учениц ежегодно составляло всего 12-15 человек. Следует заметить, что если министерское училище было четырёхклассным, то церковно-приходская школа для девочек – трёхклассной. На эти две школы было всего 3 учителя, одним из них была Анна Васильевна Типицына, заслуженная учительница РСФСР.  Как правило, большинство учащихся не могли закончить даже этой начальной школы, так как с наступлением весеннее-полевых работ требовались дополнительные рабочие руки, и родители отрывали детей от учения. В школу они больше уже не возвращались.

  В 1916 году в ст. Сергиевской осталось только одно министерское училище, а церковно-приходская школа была ликвидирована: не было средств, не хватало учителей.

  После победы Великой Октябрьской социалистической революции первому   преобразованию подвергалась и школа. Решение Советского правительства об обязательном обучении детей, введение новых программ, благотворно сказались на развитии народного образования. К 1932 году в ст. Сергиевской уже была ШКМ (школа крестьянской молодёжи), которая давала образование в объёме 7 классов, а 1937 году в Сергиевской открылся 8 класс.

  Первый свой выпуск школа сделала в 1941 году: впервые здесь учащиеся получили аттестаты об окончании 10 классов. Правда, этих десятиклассников было ещё очень мало, всего 9 человек, но уже следующий выпуск, 1942 года, составлял около 30 учащихся.

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ